Роман (ricar0) wrote,
Роман
ricar0

Category:

Из России в Черногорию на машине (путевые заметки). Часть 1.

Описать наше путешествие меня подтолкнула жена - по ее словам, много кому это будет интересно. Предыстория простая - мы купили дом в Черногории и решили поехать туда на машине. Накатать дорожку, так сказать, и заодно увезти с собой вещей столько, сколько влезет в машину.

Маршрут:
1-й день: СПб - Нарва - Йыхви - Лохусуу - Тарту - Валга - Валмиера - Плесис - Рига.
2-й день: Рига - Бауска - Паневежис - Каунас - Мариямполе - Сувалки - Белосток.
3-й день: Белосток - Варшава - Ченстохова - Острава - Оломуц - Брно - Микулов - Вена - Грац
4-й день: Грац - Марибор - Птуй - Загреб - Неум - Дубровник - Будва.


От первоначальной задумки взять с собой прицеп отказались, да и багажник на крышу тоже решили не ставить. Просто взять то, что влезет в наш дизельный универсал Форд Фокус 2. Причем, я сразу поставил условие - задние сиденья не должны быть сложены и сумок на них не должно быть много. Идея была простая - если я устану по дороге, то на ближайшей зоне отдыха выкидываю сумки и сам дремлю там минут 10 - 15, обычно мне этого хватает, чтобы отдохнуть. Сразу скажу - не пригодилось, то такого ни разу не доходило.

Много вещей мы брать не стали, но и мало тоже не стали. Представляете, сколько хочет утащить "компьютерщик" (системный администратор) с собой на новое место? Начиная с "винтиков" и заканчивая клещами для обжима сетевых кабелей, самого кабеля и тестера правильности обжима. Плюс рабочий комп с монитором (он же резервный сервер), ноут, медиаплеер и любимый Canon. Кроме того, я взял с собой на тестирование блок "умного дома" (совмещает в себе сигнализацию, блок удаленного мониторинга, управление климатом, поливом и всего прочего, что можно придумать) и еще один умный, но дешевый китайский девайс, который может обеспечить нас связью с Россией за копейки в прямом смысле. И это только электроника, а еще фрезер, краскопуль, автомойка и планер на радиуправлении (естественно с пультом, зарядкой и батарейками), шезлонг и столик. Список завершает одежда (естественно) и  пара пакетов, которые просили передать из России в Черногорию.

Как видите, набралось много всякой всячины, из-за которой мы немного переживали насчет таможни. По факту, бояться было абсолютно нечего - почти все было далеко не новое, а все новое вписывалось в разрешенные 150 Евро на человека. Но все-таки сомнения были. Чтобы как-то себя успокоить, по совету друзей перед отъездом написали список всего, к чему можно было бы придраться, с указанием срока использования. Далее предполагалось идти через красный коридор и просто показать таможенникам этот список со словами "что из этого надо декларировать и сколько мы должны заплатить?". В первую очередь это предназначалось для таможенников в Черногории, потому как нас ими сильно пугали (у знакомых были проблемы).

Первоначально я разработал "план полета" с дневными перегонами и определенными городами для ночевок. Выглядело этот так: Питер - Каунас (или Вильнюс) - Краков - Загреб - Бар. Я даже хотел заранее забронировать отели, но жена отговорила. "Зачем?! А если ты устанешь раньше? Там мотели на каждом углу, просто остановимся, когда захотим и все." Я подумал - и согласился, в конце концов немного романтики не помешает.

День отъезда получился скомканный - не все сделали с вечера и, в результате, только в 11 утра вышли на питерскую кольцевую, а в 12 попали на Таллинскую трассу. Дальше на удивление спокойно пролетели до Ивангорода и около 14 уже были на границе. Тут была первая задержка - ждали в очереди около часа.

Для тех, кто не знает - пересечение нашей границы достаточно простое. Центральная улица Ивангорода упирается в мост, за которым наш пограничный пункт. По мосту движение в два ряда - по центру легковые, справа - грузовики. За мостом первая проверка паспортов, затем едете к месту основного досмотра - несколько будок с проездами между ними. Над проездами есть указатели (автобусы, легковые, красный коридор для грузовых), ориентируетесь по ним и встаете в нужную очередь. Подъезжаете к шлагбауму (который только что пропустил того, кто был перед вами), все вылезаете из машины и с паспортами идете к будке (водитель берет еще свидетельство на машину). Документы в будку, улыбочка тому, кто там сидит (на ответную не надейтесь - там все каменные), ждете штамп в паспорт, идете обратно к машине и открываете все двери и багажник. К вам подходит таможенник и "проводит досмотр". В нашем случае это выглядело так:

- [Расширяющие глаза таможенника.]
- Мы домик купили, вот, вещи перевозим...
- [Глаза таможенника приходят в норму, возвращается строгое выражение лица] - А что в этой коробке? [Указательный жест на ближайшую.]
- А... я не помню, сейчас посмотрим... [Я открываю коробку] А! Это мои мелкие шалабушки - винтики там, проводочки...
- Проезжайте [Выражение лица - "Проваливайте..."]

На этом все, перед нами открывается шлагбаум и мы едем к следующему мосту (в Эстонию). Перед ним еще одна проверка паспортов - и через мост.

Сразу за мостом (уже в Нарве) опять смотрите на висящие сверху светящиеся указатели и светофоры - по ним опять поймете, в какую вам надо очередь. И вообще, это стандартная европейская практика - все будет показано указателями. Главное - спокойно все посмотреть и определиться, что к чему. На границе в Нарве мало того, что перед вами загорится зеленый светофор, там вам еще и на экране будет сказано, к какой будочке надо подъезжать. И у будочки будет гореть еще один зеленый светофор. Ошибиться невозможно.

Но мы же не ищем легких путей, у нас же есть список всего того, что мы тащим через Евросоюз. И мы поперлись к красному коридору, где нарисованы грузовики.
Через 15 метров нас останавливает эстонская таможенница.
- А вы куда?!
- На досмотр. У нас тут список, мы хотели узнать, что надо декларировать.
- [Берет список и смотрит.] А зачем на английском? Могли бы и на русском написать... Это все ваше?
- Да.
- Это ваши вещи, которыми вы пользуетесь?
- Да.
- Ну и незачем вам туда ехать. Давайте назад и в зеленый коридор.
- Спасибо.
Сдаем назад, на свободное место в зеленый коридор. Через 2-3 минуты загорается зеленый светофор, подкатываем к указанной будочке, выходим и протягиваем паспорта. Ждем минут 5, пока проверяют наши визы и ставят штампы. Потом нам молча протягивают паспорта и открывают шлагбаум.
Я решил уточнить:
- А досматривать будете?
- [Отрицательный жест.]
- До свиданья.
- [Кивок.]

На этом пересечение эстонской границы закончилось. За таможней мы проехали стоянку, где ждут своей очереди те, кто выезжает из Эстонии в Россию (там не все так просто, нужно бронировать время - подробнее в интернете, кому нужно), и вот мы в Нарве. При первой же удобной возможности мы остановились и переставили навигатор на Каунас (до этого стоял Ивангород), затем 5 минут покрутились по Нарве и выскочили на трассу. Дальше все легко и просто - по трассе 90, в городах - 50, или по знакам. Дороги отличные, все вокруг аккуратно и чисто, леса убраны, поля выбриты, городки игрушечные, водители дисциплинированные (еще бы, штрафы в Эстонии драконовские), навигатор подсказывает, куда надо свернуть и как пройти развязку.
Часа через 3 после границы остановились у придорожного кафе, выпили по чашке кофе и съели гамбургер.

Небольшое отступление по ценам на горючку и заправкам, чтобы потом не отвлекаться.
Касательно цен на бензин (дизель в нашем случае), общие правила такие:
- чем ближе к границе с Россией, тем бензин дешевле (в одном месте на Несте в Эстонии я видел дизель по 0.99 евро за литр, в основном 1.04 - 1.06);
- чем ближе страна к "золотому миллиарду" - тем бензин дороже.

Сама процедура заправки на станциях с операторами одинаковая по всей Европе - заливаете в бак сколько надо, затем идете на заправку, протягиваете кредитку или наличку и говорите номер колонки (на любом языке, который поймут, в крайнем случае - жестами). Когда оператор будет что-то говорить и тыкать пальцем в блок с кнопочками - наберите пин-код кредитки. В остальных случаях - улыбайтесь, пожимайте плечами и продолжайте протягивать кредитку.
Есть заправки-автоматы, там процедура аналогична нашим, но на автоматах лучше заправляться, если знаете английский, благо выбор языка доступен везде, без знания заправиться будет тяжеловато (но вполне достаточно будет базы на уровне школьной программы). Начало везде одинаковое - пистолет в бак, кредитку в терминал (если выплюнет обратно - значит неправильно запихнули), выбрать язык общения с терминалом.
Если первый раз на машине за границей и не знаете, заправка автомат или с оператором (это не всегда понятно), то подождите и посмотрите, как будут заправляться другие. Короче - ничего сложного.

Возвращаюсь к основному рассказу.
Ближе к вечеру первого дня пути мы проскочили границу между Эстонией и Латвией. Фактически границы нет, единственный, кто обратил на нее внимание - наш навигатор. По виду пограничный переход - слегка расширившаяся проезжая часть и пара заброшенных зданий. Ни души.

В Латвии дороги похуже, чем в Эстонии, леса и поля выглядят более... естественно, хотя городки такие же игрушечные.
Часов в 8 вечера стало понятно, что о Каунасе можно забыть, и пришла пора проверить утверждение "переночуем без проблем". К слову, мотелей вдоль дорог действительно хватает, дорожные знаки "койка" и "вилка" попадались достаточно часто (в среднем по Прибалтике через 10 км, где-то чаще, где-то реже). Останавливаемся у первого попавшегося - нет мест. Следующий - та же история. Был еще вариант 5 км в сторону по грунтовой дороге (если верить указателю), но мы не рискнули. В последнем мотеле нам посоветовали либо вернуться в Сигулду, либо ехать до Риги, "... там точно найдете." И мы поехали в Ригу.
Скажу прямо - ночью, уставшим по незнакомому городу ехать тяжело, даже по навигатору. Так что не рекомендую. Но у нас выбора не было, надо было где-то искать ночлег. В нашем случае дело осложнялось тем, что по дороге сломалась зарядка для планшета с навигационной программой, и в Ригу мы въехали, когда оставалось 4% заряда. Если честно - я изрядно нервничал, т.к. остаться без гида было бы очень некомфортно.

Находим ближайший по навигатору отель, подъезжаем - пусто. Ни отеля, ничего. Закрытые дома, да еще и остановка запрещена. (Я до сих пор так и не знаю, это навигатор ошибся, либо отель закрылся.) Находим следующий, подъезжаем. Тут есть прогресс - на стене дома висит вывеска. Но отеля нет, вместо него автосалон. Оставляю жену в машине и иду искать отель. Он нашелся - на соседней улице - и, естественно, мест нет. Но! Есть вайфай, которым мне дают воспользоваться! А это значит, что есть сайт booking.com (вы еще не знаете этот сайт?! запомните, это ваше спасение везде и всегда). 5 минут - и в паре километров от нашего местоположения забронирован номер в отеле (стоянка, завтрак - все включено). Еще 30 минут - и, приняв душ, мы уже спим без задних ног. Так закончился первый день нашего путешествия.



Часть 2.
Часть 3.
Tags: Черногория, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments